оригинальная статья c англоязычной педивикии переведена, по возможности адаптирована и дополнена лично мной, в дальнейшем будет расширяться, правиться и уточняться.(с)Vergil Inside
Готическая субкультура - современная субкультура, распространённая во многих странах. Она зародилась в Англии, в начале 1980-ых на базе поклонников готик-рока, ответвления жанра постпанк. Готическая субкультура выжила намного дольше чем другие той же самой эры, и продолжила разносторонне развиваться. Её внешние образы и определённые культурные склонности указывают на влияние "готической литературы" 19-ого века наряду с фильмами ужасов и, в меньшей степени, влияние культуры BDSM.
Готическая субкультура включает вкусы в музыке, эстетике, и моде. Условное понятие "готическая музыка"(те стили, которые в основном предпочитают слушать готы) охватывает много различных направлений, включая собственно, Gothic rock, а также Darkwave, Deathrock, Ethereal, Neo-Medieval и Neoclassics. Большинство готов имеют широкие музыкальные вкусы, не ограниченные "тёмной сценой". Но следует подчеркнуть, что действительно готической музыкой корректно называть только post punk/goth rock, и затем gothic rock. Стиль одежды в пределах субкультуры колеблется от дэзрок-имиджа, тёмного панка и псевдо-викторианского имиджа, или же различных комбинаций вышеупомянутого, чаще всего с преобладанием тёмного в одежде, косметике, волосах.
Происхождение и развитие
К концу 1970-ых было несколько постпанк-групп, названных "gothic". Однако, только в начале 1980-ых, готик рок стал своим собственным поджанром в пределах постпанка, и последователи этих групп начали объединяться как отчетливо распознаваемое движение. Существует несколько версий происхождения самого термина "gothic" применительно к сцене, один из наиболее вероятных, что сцена взяла свое имя из статьи, опубликованной в британском рок-еженедельнике "Sounds": "The face of Punk Gothique", написанной Стивом Китоном и изданной 21 февраля 1981. Открытие Batcave в Лондоне в июле 1982 обеспечило подходящее место встречи для зарождающейся сцены, которая была кратко и не очень удачно названа "положительным панком", т.е "positive punk" журналом New Musical Express. В дальнейшем, чтобы описать олдскульных готов, использовался термин "Batcaver".
Независимо от тогдашней британской сцены, в конце 1970-ых в начале 1980-ых новое направление, дэзрок, выделилось из американского панка. Затем, в 1980-ых в начале 1990-ых, представителей появляющейся субкультуры в Германии назвали Grufti[e]s (от англ."vault creatures", или "tomb creatures"); Эти люди следовали сочетанию "готической" и новой волны, т.н. new wave, с заметным влиянием новой романтики(new romantic) и сформировали ранние стадии так называемой "темной культуры" (прежде названной "dark wave culture").
Готическая сцена
Ограниченное число групп, которые дали стартовый толчок готик рок и дэзрок сценам, включало Bauhaus, Specimen, Siouxsie and the Banshees, The Damned, The Cure, The Birthday Party, Southern Death Cult, Ausgang, Sex Gang Children, The March Violets, 45 Grave, UK Decay, Virgin Prunes, Kommunity FK, Alien Sex Fiend, Christian Death, Gloria Mundi, This Mortal Coil, Dead Can Dance, early Adam and the Ants, и Killing Joke.
К середине восьмидесятых группы начали распространяться и стали все более и более популярными, включая Sisters of Mercy, The Mission (известных как The Mission UK в Америке), Xmal Deutschland, The Bolshoi, и Fields of the Nephilim. Девяностые прошли под знаком дальнейшего роста групп восьмидесятых и появления многих новых групп. Factory Records, 4AD Records, и Beggars Banquet Records выпустили большую часть этой музыки в Европе, в то время как Cleopatra Records среди других выпустила музыку в Соединенных Штатах, где субкультура особо распространилась в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Орэндж Каунтис, штат Калифорния, где много ночных клубов проводили "готические/индустриальные" ночные пати. Популярность записанных на 4AD банд привела к созданию подобного американского лейбла по имени Projekt Records, который производит то, что в разговорной речи называют ethereal wave, поджанром dark wave.
К середине 1990-ых стили музыки, которые вы могли слышать на "готических" вечеринках, были разнообразны, от gothic rock, deathrock, industrial, psychobilly, EBM, ambient, experimental, new wave, до synthpop, shoegazing и punk rock.
Bauhaus — живое интервью на концерте 3го февраля 2006 года:
"Последние годы заметен всплеск в positive punk и deathrock'овом звучании, как реакция на весь этот aggrotech, idustrial, и synthpop, который покорил множество готических клубов. Группы с более ранним готским звучанием, похожие на Cinema Strange, Bloody Dead and Sexy, Black Ice, и Antiworld становится популярным. Ночи как Ghoul School и Release The Bats продвигают дэзрочек, и Drop Dead Festival, привлекают дэзрок фанатов со всего мира."
Сегодня, готическая музыкальная сцена процветает в Западной Европе (особенно Германия) с большими фестивалями, такими как Wave-Gotik-Treffen, M'era Luna, и другие, привлекающие десятки тысяч поклонников во всем мире.
Исторические и культурные влияния
Происхождение термина
NME и Sounds по общему мнению взяли термин Gothic от Сьюзи Сьюкс (Siouxsie Sioux) из the Banshees, которая использовала его, чтобы описать новое направление творчества для ее группы. Однако самое раннее существенное использование термина (в применении к музыке) было сделано Энтони Х. Уилсоном на телепрограмме Би-би-си 1978 года, когда он описал Joy Division как gothic по сравнению с попсовым мэйнстримом. Bauhaus был назван gothic уже в 1979, когда они выпустили свой сингл Bela Lugosi's Dead.
19-ые и 20-ые века
Эра войны за независимость "American Gothic" история Всадника без головы, увековеченного в истории Уошингтона Ирвинга "Легенда о сонной лощине" (изданный в 1820), отметила прибытие в Новый Мир темного, романтичного уклона повествований. Рассказ был составлен Ирвингом, в то время как он жил в Англии, и был основан на популярных рассказах колониальных голландских поселенцев долины реки Гудзон Нью-Йорка. История была адаптирована, чтобы сняться в 1922, и в 1949, в анимированном he Adventures of Ichabod and Mr. Toad. Это было повторно адаптировано в 1980, и снова в Сонной лощине Тима Бертона 1999 года. Бертон, уже известный по фильмам Эдвард Руки-ножницы, Битлджус, и Бэтмэн, создал атмосферу сборника рассказов, заполненную "тьмой и тенью".
В течение развития готической субкультуры, классическая романтика, готическая и литература ужаса, играли существенную роль. По, Лавкрафт, E.T.A. Хоффман, Бодлер и другие трагические и романтичные авторы стали столь же символизирующими субкультуру, как использование темной подводки для глаз или одевания в черное. Бодлер, фактически, в его предисловии к Ле Флеру дю Мэл (Цветы Зла) сочинял строки, которые больше, чем что-либо другое могут служить своего рода "готическим проклятием":
C'est l'Ennui! —l'œil chargé d'un pleur involontaire,
Il rêve d'échafauds en fumant son houka.
Tu le connais, lecteur, ce monstre délicat,
—Hypocrite lecteur,—mon semblable,—mon frère!
It is Boredom! — an eye brimming with an involuntary tear,
He dreams of the gallows while smoking his water-pipe.
You know him, reader, this fragile monster,
—Hypocrite reader,—my twin,—my brother!
Влияния 20-ого века
Влияние готического романа на субкультуру готов может быть замечено в многочисленных примерах субкультурной поэзии и музыки, хотя это влияние зачастую приходило посредственно, через популярные образы фильмов ужасов и телевидения. Впечатляющие образы фильмов ужасов начались в немецком экспрессионистском кино после первой мировой войны и затем прошли на фильмы "Юниверсал Пикчерз" двадцатых и тридцатых, и позже к фильмам ужасов English Hammer Studio..
К 1960-ым сериалы, типа The Addams Family и The Munsters, использовали эти стереотипы в комедийном ключе. Байронический герой, в частности был ключевым предшественником мужского готического образа, в то время как культовое изображение Дракулы Бела Люгоши относилось скорее к ранним готам. Они были привлечены создаваемй люгоши аурой угрозы, элегантности и мистики. Некоторые люди связывают первый сингл Bauhaus "Bela Lugosi's Dead", выпущенный в августе 1979, с началом готической субкультуры, хотя много предшествующих движений в стиле арт-хаус влияли на готическую моду и стиль, иллюстрации и картины швейцарского художника, Х. Р. Гигера, являющийся одним из самых ранних. Другие известные примеры включают Siouxsie Sioux из банды Siouxsie and the Banshees, Robert Smith из The Cure, и Dave Vanian из The Damned. Кстати, некоторые члены банды Bauhaus были, непосредственно, студентами изобразительного искусства или активными художниками.
Часть ранних готик рок и дэзрок исполнителей приняла традиционные изображения фильма ужасов и использовала саундтреки фильмов ужасов для вдохновения. Их зрители ответили, принимая соответствующий имидж и атрибутику. Используемые в стандартном фильме ужасов элементы, как циркулирующий дым, резиновые летучие мышки, паутина, впервые использованы в качестве готических декораций клуба именно в Batcave. Такие отсылки в их музыке и визуализации были первоначально издевательскими и стёбными, но с течением времени, банды и представители субкультуры относились к связи с этим больше серьезно. В результате болезненные, сверхъестественные, и тайные темы стали более заметно серьезными в субкультуре. В связи с этим можно говорить о разделении на mopey goths и perky goths по принципу степени серьёзности отношения к аспектам субкультуры. Взаимосвязь между хоррором и готами была выдвинута на первый план в фильме Голод, вампирском кино 1983 года, с Дэвидом Боуи, Катрин Денев, и Сьюзен Сарандон. Кино показало готик рок группу Bauhaus, лабающих тот самый Bela Lugosi's Dead в ночном клубе. В 1993 Уитби стал местом для самого большого готического фестиваля Великобритании.
Постмодернизм
Литературное влияние на готическую сцену было оказано идеями Энн Райс о вампирах. Персонажи Райс были изображены как борющиеся с вечностью и одиночеством. Их двойственная или трагическая сексуальность держала глубокие достопримечательности для многих готических читателей, делая ее работы популярными в восьмидесятых-девяностых.
Перевоображение вампира продолжилось с выпуском книги Poppy Z. Brite "Потерянные Души" в октябре 1992. Несмотря на то, что первый роман Брайт был раскритикован некоторыми господствующими источниками, позднее те же источники назвали его весьма успешным.
Влияния изобразительного искусства
Бельгийский фотограф Вайона Иледжемс в Wave-Gotik-Treffen в 2005:
"Готическая субкультура влияла на различных художников — не только музыкантов — но также и художников и фотографов. В особенности их работа основана на мистике, болезненных и романтичных мотивах. В фотографии и живописи спектр тематики изменяется от эротических художественных работ до романтичных изображений вампиров или призраков. Присутствовует отмеченное предпочтение темным цветам и чувствам, подобным Gothic fiction, Pre-Raphaelites или Art Nouveau. В области Изобразительного искусства Энн Судуорт - известная готическая художница со своими темными, ночными работами и сильными готическими образами. Часто, готическое изобразительное искусство идет рука об руку с готической музыкой, такой как художник Натаниэль Миллджур, готические художественные работы которого преобладающе используются группами и ночными клубами."
Некоторые из графиков близко к готик тематике - Джеральд Бром, Луис Ройо, Дэйв Маккин, Хонен Васкес, Тревор Браун, Виктория Фрэнкес так же как американский комический художник Джеймс О'Барр. Х. Р. Гигер из Швейцарии - один из первых графиков, которые сделают серьезные вклады в готический/индастриальный вид большой части современного кино с его работой над фильмом "Alien" Ридли Скотта.
Идеология
Определение явной идеологии для готической субкультуры является трудным по нескольким причинам. Во-первых, подавляющая важность настроения и эстетики для вовлеченных в неё. Это, частично, вдохновлено жанрами romanticism и neoromanticism. Очаровательные для готов темные, таинственные, болезненные образы и настроения находятся в той же самой традиции готического романа романтизма. Во время поздних 18-х и 19-х веков, чувства ужаса и сверхъестественный страх были широко распространенными мотивами в популярной литературе; и этот процесс продолжается в современном фильме ужасов. Уравновешивая этот акцент на настроение и эстетику, другой центральный элемент готики - преднамеренный смысл мелодраматичности и самодраматизации, присутствуют как в готической литературе так же непосредственно в готической субкультуре.
Готы, с точки зрения их членства в субкультуре, обычно не благосклонны к насилию, но терпимы к альтернативным образам жизни, которые включают темы, такие как BDSM. Насилие и ненависть не формируют элементы готической идеологии; скорее идеология сформирована частично признанием, идентификацией, и горем по социальному и личному злу, которое господствующая мейнстрим культура хочет проигнорировать или забыть. Это довольно распространенные темы в готической музыке.
Второе препятствие для явного определения готической идеологии является вообще аполитичным характером гота. В то время как отдельный вызов социальных норм был социально опасен в 19-ом столетии, сегодня это является намного менее социально радикальным. Таким образом значение субкультурного восстания гота ограничено, и это привлекает образы в основе Западной культуры. В отличие от движений хиппи или панка, у готической субкультуры нет никаких явных политических сообщений или криков о социальной активности. Если это и протест, то пассивный, внутренний. Субкультура отличается от других ее акцентом на индивидуализм, терпимость к разнообразию, и умеренные тенденции к интеллектуализму и цинизму, но даже эти идеи не универсальны для всех готов. Готическая идеология базируется гораздо больше на эстетике и упрощенной этике, чем политике или других вещах.
В отличие от панка, есть немного столкновений между политическим присоединением и быть "готическим". Точно так же нет никакой общей религиозной связи, которая связывает готическое движение, хотя духовный, сверхъестественные, и религиозные образы играли роль в готической моде, лирике песни и изобразительном искусстве. В частности эстетические элементы от католицизма часто появляются в готической культуре. Причины того, чтобы надеть такие образы колеблются от выражения религиозного присоединения к сатире или просто декоративному эффекту. Независимо, есть общая терпимость к религиозным верованиям, и всем включая строгих католиков, атеистов, и политеисты допускаются.