Фронтмен группы WASP Блэки Лоулесс (настоящее имя Стивен Эдвард Дьюрен) родился в США 4 сентября 1956. Несмотря на то, что его дед и дядя работали церковными служителями и воспитывали паренька в строгих религиозных традициях, он рос бунтарём – хулиганил, дрался, бил стёкла витрин, угонял машины и т.п. Отсюда и его псевдоним Лоулесс (law – закон и less – отсутствие (англ.)).
Прозвище Блэки он получил в школе из-за чёрного цвета волос (black – чёрный (англ.)). Помимо хулиганства его основным увлечением была музыка. В 9 лет под влиянием Элвиса Пресли он купил свою первую гитару и основал школьную рок-группу. Вопреки ожиданиям родственников он не посвятил себя служению церкви и не сделал, как старший брат, карьеру военного – из военного училища он в 13 лет был исключён за то, что избил старшего сержанта.
В 15 лет Блэки пытался сделать карьеру в бейсболе – благо у него тогда был очень высокий рост и он мог отбить мяч на 150 метров – результат высшей лиги. Но со спортом тоже не сложилось, и Блэки полностью решил посвятить себя рок-музыке, пробуя себя в разных командах.
Некоторое время Блэки был даже вокалистом панк-рок команды “New York Dolls”, зародившихся в одно время с “Sex Pistols”.
В 1975 году Блэки познакомился с гитаристом Рэнди Пайпером, они вместе играли в команде “Circus Circus”, потом, в 1977, основали группу “Sister”, в которой уже тогда начали экспериментировать с гримом, бутафорской кровью и сатанинской символикой, что позже проделывали в WASP. Как-то просматривая журнал “Hustler”, Блэки в разделе «Для женщин» нашёл объявление: «Рок-н-ролльное животное предлагает свои услуги». Это объявление дал гитарист Крис Холмс, бывший морской пехотинец, с не менее хулиганским прошлым, чем у Блэки. Блэки позвонил ему:
-Это ты давал объявление.
-Ну, я. А что?
-Какой у тебя рост?
-Шесть футов, пять дюймов.
-А какой длины волосы?
-В половину роста.
-А вошь в них есть?
-Нет!
-Ну, ладно, приходи.
Крис оказался прекрасным соло-гитаристом и был принят в “Sister”. Одно время в “Sister” играл на басу Никки Сикс из “Motley Crue”. Поклонники последних могут заметить, что они в начале карьеры своё поведение на сцене с помощью Никки переняли у “Sister”.
Но “Sister” не добилась большого успеха, тогда были популярны британские команды “Judas Priest” и “Iron Maiden” и их земляки-последователи, в США подобную музыку тогда никто не играл. Блэки задумался над сменой имиджа и стиля, пробовал играть ещё в нескольких командах, но, в конце концов, понял стратегию успеха, и в 1982 образовалась группа WASP, в начальный состав которой вошли Блэки – бас/вокал, Рэнди и Крис на гитарах и барабанщик Тони Ричардс.
Вообще, аббревиатура группы расшифровывается двояко. White Anglo-Saxon Protestant – белый англосакс протестантского вероисповедания, обычная в обиходе американцев характеристика стопроцентного янки. И, как придумал Блэки Лоулесс, We Are Sexual Perverts – мы сексуальные извращенцы. WASP эту расшифровку и оправдывали, завоёвывая популярность сочетанием энергичной металлической музыки и шокирующих шоу с обнажёнными женщинами и бутафорской кровью. Блэки устраивал на сцене настоящую бойню. Во многих городах концерты запрещали. Много раз на группу подавали в суд.
WASP приняли решение играть агрессивный первобытный рок начала 1980-ых и твёрдо этому следовали. Концертам группы в рок-клубах сопутствовал успех и рост популярности. В конце 1983 на агрессивных рокеров обратил внимание Род Смоллвуд, менеджер “Iron Maiden” и предложил им свои услуги. Группа подписала контракт с Capitol Records и приступила к записи первого альбома, который назывался также как и они – “WASP”. Альбом разошёлся миллионным тиражом, группа собиралась отправиться в турне, когда их покинул барабанщик Тони Ричардс. На смену ему пришёл Стив Райли, с которым группа поехала в Англию. Число поклонников группы быстро росло.
В 1985 WASP записали очередной альбом “The Last Command”.
В 1986 из группы уходит Рэнди Пайпер, создаёт свою группу “Animal”, в которой к нему присоединится ушедший из WASP ранее барабанщик Тони Ричардс. В WASP на смену Пайперу приходит басист Джонни Род, ранее игравшим в команде “King Kobra”, а Блэки меняет бас на ритм-гитару, признавшись, что давно об этом мечтал. В новом составе группа записывается альбом “Inside the electric circus”.
1987 и 1988 группа проводит в гастролях и записи песен для нового альбома. Он вышел весной 1989 и назывался “The headless children”. Накануне записи альбома группу покидает барабанщик Стив Райли, позже объявившийся в группе “L. A. Guns”. На место Райли пришёл Фрэнки Банали ранее игравший в “Quiet Riot”, а партию клавишных на альбоме записал Кен Хенсли, бывший участник “Uriah Heep”. Песни, в отличие от прошлых альбомов, были очень серьёзные, посвящённые мировым проблемам – преступности, наркомании, войнам, грязной политике. При всей агрессии шоу, которые устраивал Блэки, не стоит его в недалёкости ума – господин Дьюрен человек религиозно и юридически подкованный, дипломированный адвокат, отец четверых детей. Не следует всерьёз воспринимать агрессивные шоу, которые он устраивает на сцене. Он сказал на эту тему: «Я устраиваю на сцене бутафорские ужасы, чтобы зрители, насмотревшись их на концерте, передумали делать то же самое в реальной жизни. Если вам мои шоу не нравятся – не ходите и не смотрите!». Джеймс Хэтфилд из «Металлики» сказал: «Не надо считать злом то, что делают на сцене WASP и Мэрилин Мэнсон. Включите телевизор – вот настоящее зло!» Блэки и по сей день остаётся лидером группы и сам продюсирует своё творчество.
После турне в поддержку альбома Блэки увольняет из группы из-за пьянства и музыкальных разногласий Криса Холмса, фактически свою вторую половину. Они дополняли друг друга как Инь и Ян, как чёрное и белое: брюнет и блондин, многословный вокалист, стоящий у микрофона и молчаливый виртуоз соло-гитары, носящийся по сцене.
В 1988, накануне ухода, Крис женился на известной рокерше Лите Форд. Об их союзе Блэки отзывался с усмешкой, дескать, Лита загнала Криса под каблук, и он пляшет под её дудку, как мальчишка. Считают, что Крис тогда покинул WASP, отчасти, из-за неё.
Крис поначалу создал команду “Psycho Squad”, а затем присоединился к группе “Animal”, к старым знакомым Рэнди Пайперу и Тони Ричардсу. В отличие от Блэки Крис отзывался про него зло и говорил, что больше ни за что с ним играть не будет.
В 1992 уходит барабанщик Фрэнки Банали. Для записи нового альбома Блэки привлекает барабанщика Стета Ховланда ранее игравшего в “Run 21”, а гитарные партии прописывает гитарист Боб Кулик, принимавший участие в 1978 году в записи сольного альбома Пола Стэнли из “Kiss”, а потом игравшего с певцом Meatloaf.
В 1992 группа выпускает альбом “The Crimson Idol” – рок-оперу, в сюжете которой молодой парень, становится рок-звездой, взлетает на вершину успеха и потом низко с неё падает, так как был не осторожен в своих желаниях. Этот альбом критики тогда назвали лучшим альбомом в истории группы.
Группа отправляется на гастроли с гитаристом Дугом Блэйром, игравшем со Стетом Ховландом в “Run 21”, так как Боб Кулик принимал участие только в студийной работе. Заменивший блондина Криса в концертной деятельности шатен Дуг Блэйр был неплохим гитаристом, но у него не было того обаяния и агрессивности. После смены стиля на более серьёзный и смены состава популярность группы падает. Блэки заявляет о роспуске коллектива и начале сольной карьеры. Джонни Род, оставив музыку, стал фармацевтом.
В записи альбома “Still not black enough” в 1995 году Блэки помогают Стет Ховланд и Фрэнки Банали на ударных, Боб Кулик пишет партии гитары и Марк Джозефсон играет на электрической скрипке. Сам Блэки исполнил партии вокала, гитары, баса и клавишных. Когда песни были записаны, Блэки обнаружил, что они звучат в классическом стиле WASP. Что неудивительно – львиную долю текстов и музыки в группе всегда писал Блэки. И потому он назвал “Still not black enough” альбомом группы WASP.
В августе 1995 Блэки выходит на контакт с Крисом, который к тому времени, поиграв в “Animal”, развёлся с Литой Форд, и к радости фанатов в 1996 году они заявили о воссоединении WASP.
В 1997 с басистом Майком Дудой, ранее игравшим в группе “Arcade” и старым знакомым Стетом Ховландом Крис и Блэки записывают весьма агрессивный альбом “Kill, F*ck, Die”, пытаясь вернуться к тому, с чего начинали. За выходом альбома последовало успешное турне с очень агрессивными шоу с морем бутафорской крови.
Альбом 1999 года, «Helldorado», это был стопроцентный рок-н-ролл, у большинства композиций даже вступления и мотив трудно отличить, увы, он не пользовался большой популярностью и разошёлся малым тиражом. Тем не менее, группа продолжала давать концерты с аншлагами.
22 апреля 2000 года в Лос-Анджелесе, в рок-клубе “Key Club”, группа отыграла концерт, который транслировали по Интернету. Вышел аудиодиск, видео и DVD с записью концерта под названием “The Sting”.
В 2001 году выходит весьма успешный альбом «Unholy Terror», на котором Блэки затронул тему религиозного подавления и обмана верующих людей нечистыми душой служителями храмов божьих, а также социальные и политические проблемы. Примечательно, что в записи альбома Фрэнки Банали в части песен прописал партии ударных. И в будущем он также будет принимать участие в записи партий ударных на следующих альбомах вместе со Стетом Ховландом. Из гостей были приглашены для записи гитарист Roy Z и бэк-вокалистка Valentina.
Вроде бы всё хорошо было – успешный альбом, предстоит большое турне, но летом 2001, после записи альбома, группу покидает Крис Холмс, снова присоединяется к группе “Animal”. Причину ухода из WASP он объяснил тем, что там никогда не было равноправия, и там всем заправляет Блэки Лоулесс, не давая свободы творческого выражения другим.
В августе 2001 в WASP на замену Крису приходит поющий гитарист-виртуоз Даррелл Робертс, очень похожий на Криса, высокий стройный блондин, ранее игравший в “Alcoholica”, кавер-группе «Металлики». С ним группа отправляется в турне в поддержку «Unholy Terror».
В 2002 выходит альбом «Dying For The World», на котором Блэки затронул тему борьбы за мир. На вкладыше в альбом он много сказал о той боли, которую испытал 11 сентября 2001 года. Песни были написаны на основании писем, которые писали группе американские солдаты из зон боевых действий.
Весной 2004 вышел новый альбом WASP, состоящий из двух частей под названием “The Neon God” – рок-опера наподобие альбома 1992 “The Crimson Idol”. Качественная музыка.
А 3 декабря 2004 WASP впервые приехали в Москву и отыграли в ДК Горбунова шикарный концерт, которым закончили турне в поддержку “The Neon God”. Меня этот концерт сильно потряс, подобное я испытал на первом концерте рок-ветеранов “Rolling Stones” 11 августа 1998 в «Лужниках».