Phoenix Hammerhead
Сообщения : 535 Возраст : 32 Откуда : Харьков, Песочин
| Тема: Художник граффити Пт 01 Апр 2011, 16:18 | |
| Художники граффити — это люди увлеченные граффити. Иногда их еще называют графферами, хотя в устном повседневном общении между собой художники граффити избегают употреблять слово «граффер» в качестве самоназвания, придавая ему тем самым статус экзонима, использование которого маркирует субкультурную чужесть говорящего, его непринадлежность к кругу посвященных.
Граффити - разрисовка и роспись городских стен - как особое направление художественного творчества и одновременно основа самостоятельного молодежного движения появилось в 1970-е годы. Современная историяЛегендарным родоначальником этого направления в молодежной культуре был нью-йоркский подросток по имени Таки с 183-й улицы Манхеттена, работавший рассыльным и во время своих бесконечных перемещений по городу оставлявший в подземке и на стенах домов знак ТАКI 183. Таки стал известен всему городу, и ему стали подражать другие нью-йоркские тинэйджеры. Постепенно вырабатывались определенные шрифты, которыми пользовались пишущие, впоследствии помимо надписей-автографов на стенах стали появляться и рисунки, также выполненные в особом стиле. Движение быстро распространялось, охватывая другие города США и Европы, одна за другой возникали группировки тинэйджеров, для которых нерегламентированное и преследуемое полицией разукрашивание городских стен, вестибюлей и поездов метро стало основным занятием, определяющим их культурное кредо и специфическое место в обществе. Наряду с брейк-дансом, рэпом, скейтбордингом граффити является одним из направлений хип-хоп-культуры.
Сегодня звездой граффити является художник Бэнкси (Роберт Бэнкс). Этот человек родом из Бристоля. За несколько лет он сделал карьеру от никому не известного рисовальщика до одного из самых популярных художников в мире. Лица Бэнкси никто не видел, он тщательно скрывает от прессы данные своей биографии. Предположительно это связано с тем, что граффити в общественных местах до сих пор вне закона. За свои рисунки Бэнкси грозит тюремный срок. Картины Роберта Бэнкса, выполненные на стенах домов, являются примером для каждого серьезного райтера. Это не пустые буквы, а серьёзные рисунки на социальные и общественно значимые темы. Работы Бэнкси продаются на аукционах за 30-600 тысяч долларов. Стиль граффити Субкультурную доминанту составляет рисование и писание в публичных местах. Такие «профессиональные» граффити выполняются обычно краской, распыляемой из баллончиков (спрэев, капов) в специальной художественной технике и представляют собой надписи, рисунки или сочетания одного и другого. Иногда подобные композиции достигают огромных размеров, поэтому чаще всего полем для граффити служат большие глухие стены домов, бетонные ограды и парапеты, вагоны поездов и трамваев. Стилистика граффити отличается вычурностью, надписи обычно не читаемы для непосвященных, чему способствует применение специальных шрифтов (так называемых стайлов), предполагающих написание букв с эффектом объемности, наклоненных под разными углами в разные стороны и т. п. Среди них особенно распространен вайлдстайл — все буквы изображаются переплетенными одна с другой. Из более простых для исполнения и прочтения стайлов чаще других используются бабллеттер (толстые, округлые, как бы «дутые» монотонные буквы) и блокбастер буквы (прямоугольных контуров, также со сплошной одноцветной заливкой).
У каждого более или менее серьезного граффера есть собственная коллекция фотографий и перерисовок чужих работ, на которые он может ориентироваться, вырабатывая собственный стиль. Однако копировать чужие граффити на стену под своим именем считается дурным тоном и принято только среди новичков. Каждая композиция (сленговое рiесе, от английского masterрiесе - шедевр) уважающего себя граффера должна быть самостоятельным произведением: на граффити, уличенных в неоригинальности, пишут уничижительное «байтер». Поэтому с обретением опыта и мастерства граффер обычно берет новый стритнейм (графферская разновидность никнейма, имя для тэга - подписи граффити), чтобы не быть идентифицированным другими как автор своих же прежних работ. Сложные граффити выполняются по скетчам - заранее подготовленным эскизам на бумаге, адекватное масштабное воспроизведение которых на стене считается делом сложным, требующим большого опыта и мастерства. К скетчам относятся чрезвычайно серьезно, часто разрабатывают их подолгу, иногда коллективно. Многие из скетчей остаются нереализованными. Сообщество графферов. Бомберы и райтеры.Подобно скинхедам и хулиганам, сообщество графферов, четко осознающее свое корпоративное единство, структурировано по командному типу. В состав каждой команды (сrew) входит обычно от двух до семи человек. Попасть в уже сформированную команду «с улицы», по одному желанию практически невозможно, так как команды заинтересованы не в количестве, а в профессионализме своих членов. Поэтому начинающие предпочитают действовать самостоятельно, постепенно повышая свой индивидуальный уровень и, соответственно, статус в сообществе или же сразу создавать собственную команду и постепенно «двигать» ее. Отношения между командами выстраиваются по принципу сотрудничества / соперничества. Каждая команда стремиться «продвинуться», повысить свой авторитет в сообществе. Иногда при этом несколько групп (как правило, хорошо известных) объединяются для совершения крупных акций, иногда даже создают своеобразные конгломераты. Помимо официальных, изредка устраиваются внутренние, несанкционированные турниры (баттлы) между двумя или несколькими командами.
Каждый граффер имеет собственный стритнейм - имя, под которым он известен в пределах субкультурного сообщества города: Маks Bart, Nitra Шмель и т. п. Командное название чаще всего составляется из английских слов (например, News Heroes, Fat Caps). Чаще всего, однако, команды известны, под аббревиированными именами, состоящими из английских названий цифр и букв латинского алфавита: DS ([диэс)б 2TONS ([тутонс]) и т. п. Вопрос имени, индивидуального и группового, является принципиально важным для самой субкультуры, что напрямую связано с одной из ее важнейших практик: оставлять под рисунками, а также просто на открытых плоскостях городских объектов именные метки пишущего или его команды. На внутреннем сленге такая метка, наносимая обычно с помощью маркера , называется тэг (или таг), а само занятие, соответственно, обозначается глаголом тагать. Умение быстро и грамотно тагать является важным фактором самоуважения райтера - и, соответственно, его авторитетности в глазах других.
Важной и престижной формой субкультурной деятельности является бомбинг. «Бомбить» — значит оставлять надписи и рисунки в запрещенных для этого публичных местах: па стенах домов и ограждений, особенно престижен трэйновый бомбинг - на вагонах трамваев, поездов метро или пригородных электричек. Таких графферов называют бомберами. В отличие от тэгов, бомбы должны быть большими и красочными, они, как полноценные граффити, выполняются уже не маркером, а баллончиками с краской. Значение имеет и художественное качество, и размер бомбы. Особенно ценятся так называемые холкары - бомберские композиции, заполняющие целиком поверхность стены вагона. Бомбинг в представлении и описаниях самих графферов ассоциируется с героикой опасного предприятия, рискованной вылазки, дерзкого броска (ср. субкультурный термин прыгнуть - совершить молниеносную бомбежку). Рискованность, экстремальность мероприятия оценивается самими бомберами и как важный психологический фактор. Функция бомбинга - наиболее распространенной и идеологически значимой субкультурной практики граффитчиков - и состоит в реализации статуса графферства как движения запрещенного, преследуемого властями и обществом.
Другая сторона субкультурной идеологии и деятельностной практики - так называемый райтинг, рисование граффити в специально отведенных для этого, официально разрешенных местах, исполнение рекламных и оформительских зaказов, Легальная деятельность (легал) противопоставлена бомбингу: она требует большего художественного мастерства, долгого времени работы, выполняется в спокойной обстановке, на больших по площади плоскостях, с неограниченными техническими возможностями. Райтеры, как правило, достаточно законопослушны и лояльны к власти (персонифицированной и в их случае фигурой милиционера), так как для них угроза быть «повязанными» не обязательное условие профессиональной деятельности, как для бомберов, а, наоборот, досадная помеха в серьезной творческой работе. Поэтому, если не представляется возможности рисовать в разрешенном месте, райтеры избирают для создания своих рiесе укромные дворы, окраинные гаражи и т. п. Разумеется, именно графферы, тяготеющие к райтингу, участвуют в конкурсах и фестивалях граффити, все чаще и охотнее проводимых муниципальными властями, общественными организациями, домами творчества юных, коммерческими фирмами и т. п. официальными учреждениями. Победа и даже простое участие в таких мероприятиях дают райтерам возможность лишний раз порисовать в хороших условиях, повысить престиж и известность команды («засветиться») как среди своих, так и перед организаторами конкурса и, возможно, впоследствии получить денежный заказ.
Коммерческий заказ на граффити приносит доход и известность, баллончики с краской - основная «валюта» для графферов - в необходимом количестве предоставляются заказчиком, и потому практически каждый бомбер мечтает получить его. Нередко райтингом занимаются графферы более старшего возраста, имеющие некоторое художественное образование, прошедшие через конкурсы граффити, и в целом этот путь может расцениваться как полноценная карьера. Статус хороших райтеров в сообществе чрезвычайно высок, это своего рода небожители, многие из которых свысока смотрят на бомбящих подростков, что вызывает соответствующую реакцию зависти/отторжения. Тем больший авторитет имеют те немногие команды, которые на высоком уровне совмещают в своей деятельности обе практики, экстремальную и легальную.
Строго говоря, не многие граффитисты считают себя чистыми бомберами или чистыми райтерами. Бомбинг и райтинг составляют как бы два равноценных и равно необходимых полюса субкультуры. Философия райтинга в целом сводится к двум идеям: украшения («оживления») окружающего пространства и творческого самовыражения. Установка на оттачивание мастерства, выработку собственного стиля, поиск новых форм сближает райтинг с привычными стереотипными характеристиками профессионального искусства, и когда граффитчики говорят о своем субкультурном кредо, в ход идут такие далеко не андеграундные клише, как «выплеснуть идеи», «вложить душу», «совершенство в мире» и т. п. С другой стороны, райтеры, вообще более склонные к рефлексии и теоретизированию, отдают себе отчет в том, что ангажированность их деятельности смертоносна для граффити как неформального направления и что только бомбинг с его девиантностью и принципиальной нелегитимностыо может удержать движение на субкультурном плаву. | |
|